Документы

Разъяснение № ППЗ 15-2021 «Об отнесении проверки качества выполнения задания к аудиторской деятельности»

РАЗЪЯСНЕНИЕ
практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность

(ППЗ 15 – 2021)

«Об отнесении проверки качества выполнения задания к аудиторской деятельности»
(одобрено Советом по аудиторской деятельности от 23 сентября 2021 г., протокол № 60)

1. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

а) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (статья 1);

б) аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников (статья 7).

2. В соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» [1]:

а) аудитор должен соблюдать все МСА, являющиеся значимыми для конкретного аудиторского задания. Тот или иной МСА является значимым для конкретного аудиторского задания, если этот стандарт уже действует, и имеются те обстоятельства, которые рассматриваются в этом стандарте (пункт 18);

б) если аудитор не выполнил все требования настоящего стандарта и всех остальных МСА, являющихся значимыми для конкретного аудита, он не может заявлять о соблюдении Международных стандартов аудита в своем аудиторском заключении (пункт 20).

3. В соответствии с пунктом 19 Международного стандарта аудита (МСА) 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также проведении аудита в иных случаях, когда аудиторская организация определила, что по ним необходима проверка качества выполнения задания, руководитель задания должен:

а) определить, что состоялось назначение лица, ответственного за проверку качества выполнения задания;

б) обсуждать важные вопросы, возникающие в течение проводимого аудита, включая и те, что выявляются на этапе проверки качества выполнения задания, с лицом, осуществляющим такую проверку;

в) не датировать аудиторское заключение до завершения проверки качества выполнения задания.

4. Исходя из изложенного:

4.1) в случаях, когда МСА требуют осуществить проверку качества выполнения аудиторского задания, без завершения такой проверки аудит не может считаться проведенным в соответствии с МСА. Как следствие, проверка качества выполнения аудиторского задания в соответствии с МСА является неотъемлемой частью проведения аудита в соответствии с МСА, и, как таковая, относится к деятельности по проведению аудита (аудиторской деятельности) в смысле Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Аналогично к деятельности по оказанию сопутствующих услуг (аудиторской деятельности) относится осуществляемая в соответствии с МСА проверка качества выполнения заданий по оказанию сопутствующих аудиту услуг;

4.2) деятельность по проведению проверки качества выполнения задания должна рассматриваться в контексте видов аудиторских услуг, установленных приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг». В частности, проверка качества выполнения задания по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности относится к услугам «Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность» (пункт 1.1. приложения к приказу Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н), проверка качества выполнения задания по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности – к услугам «Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность» (пункт 2.2.1 приложения к приказу Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н);

4.3) в случае если внутренние правила аудиторской организации (индивидуального аудитора) предусматривают проведение проверки выполнения заданий по оказанию прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (бухгалтерское, налоговое, управленческое консультирование, ведение бухгалтерского налогового учета, др.), такие проверки не относятся к аудиторской деятельности.


[1] Здесь и далее - документы МСА, введенные в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н.

Дата публикации: 29.09.2021

Дата изменения: 29.09.2021

Прикрепленный файл: docx, 22.08 кБ